МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Уроки гражданственности Донбасса Донбасс – мой край родной Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста Донецк 2016 Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 863 от 25.08.2016г.) Составители: Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф., заведующий сектором дошкольного образования Министерства образования и науки ДНР заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Донецкого РИДПО доцент кафедры дошкольного и начального образования Донецкого РИДПО, кандидат педагогических наук старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования Донецкого РИДПО заведующий отделом дошкольного образования Донецкого РИДПО методист отдела дошкольного образования Донецкого РИДПО методист отдела дошкольного образования Донецкого РИДПО Научно-методическая редакция: Полякова Л. П., министр образования и науки Донецкой Народной Республики, доктор наук по государственному управлению, профессор Чернышев А. И., ректор Донецкого РИДПО, кандидат педагогических наук, доцент Рецензенты: Невольник Н.И., методист методического кабинета управления образования администрации г.Шахтерска Красная О.В., методист методического кабинета управления образования администрации г.Харцызска Зарецкая И.В., заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения № 9 города Донецка Ответсвенные за выпуск: Симонова И. В., заместитель министра образования и науки Донецкой Народной Республики Зарицкая В. Г., проректор по научно-педагогической работе Донецкого РИДПО, кандидат филологических наук, доцент Технический редактор, корректор: Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого РИДПО Донбасс – мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф.. – Донецк: Истоки, 2016. – 48 с. © Донецкий РИДПО, 2016 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 4 ІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ........................................................................... 14 Воспитательно-образовательная деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников 14 Первая младшая группа ............................................................................................... 14 Вторая младшая группа ............................................................................................... 15 Средняя группа ................................................................................................................. 17 Старшая группа ................................................................................................................. 20 Подготовительная группа .......................................................................................... 25 ІІІ. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ..................................................... 31 Организация работы с родителями ...................................................................... 31 Взаимодействие с социумом ..................................................................................... 33 ГЛОССАРИЙ ................................................................................................................. 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38 Примерные проекты в рамках программы ....................................................... 40 Примерный музыкальный репертуар.................................................................. 47 3 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Д.С. Лихачёв Детство – ответственный этап в становлении личности. морально-нравственной сферы личности в детстве - Становление это процесс усвоения базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. От выбора содержания, форм и методов психолого-педагогической работы, наполнения развивающей предметно- пространственной среды будет зависеть формирование и развитие таких важных нравственных качеств как патриотизм и гражданственность. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах: Законе «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017 гг. (далее ГОС ДО), Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Согласно ГОС ДО содержание образовательной программы дошкольного образования должно включать ознакомление детей с понятиями малой родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, народными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство гордости за свой народ, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, 4 является лучшим периодом для формирования любви к малой родине и Отечеству. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые становятся ему близкими и незаменимыми, вследствие чего принимаются им и усваиваются. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной Отчизны. Приобщение ребенка к истории и культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живѐт. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания в будущем помогут сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов. В этот период начинают развиваться также те чувства, формироваться черты характера, которые незримо будут связывать ребенка с его народом, существенно влиять на его мировоззрение. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Закладывая этот фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности – настоящего патриота, любящего свой край, свой народ, свою Родину. Проблема нравственно-патриотического воспитания не нова. Общетеоретическое положение о высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям описывались в трудах Л.И. Божович, методологические Л.С. Выготского, аспекты А.Н. Леонтьева патриотического и воспитания др. были Теоретикоописаны А.В. Беляевым, С.А. Козловой, Е.А. Казаевой, Э.К. Сусловой и др. 5 Анализ современной педагогической литературы по данной теме показывает, что, несмотря на наличие методической литературы по проблемам нравственнопатриотического воспитания на этапе дошкольного детства, отсутствуют программы и методические пособия для дошкольных образовательных организаций с использованием краеведческого содержания. В связи с этим, возникла необходимость разработки системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, малой родине. Учитывая актуальность проблемы и требования нормативно-правовых документов образования, была разработана парциальная программа «Донбасс – мой край родной». Она позволяет объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, общественности и других социальных институтов, по вопросу нравственно-патриотического воспитании детей дошкольного возраста. Основная цель программы - формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине через познание историко-национальных и природных особенностей родного края, сопричастности к окружающему, развитие таких качеств как гражданственность, милосердие, доброжелательность, любознательность. Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение следующих задач: Образовательных: объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формировать у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет; 6 формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края; формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее; формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Развивающих: развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления; расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию; развивать прививать интерес к физической культуре и спорту и желание эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира; заниматься физической культурой и спортом. Воспитательных: воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине и гордости за нее, восхищения ее красотой; воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края; стимулировать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края; воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам; воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства земляков. Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии ценностного отношения к родному краю можно достичь только в полной мере реализуя принцип целостности педагогического процесса. 7 Исходя из этого и в соответствии с требованиями ГОС ДО содержание программы структурировано по трем макросферам, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам: Макрофера 1. «Донбасс – мой родной край»: - микросфера «Я – житель Донбасса»; - микросфера «Природа Донбасса»; - микросфера «Культура Донбасса». Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»: - микросфера «Человек и закон»; - микросфера «Гражданская позиция»; - микросфера «Мои права и обязанности»; - микросфера «Трудом славен человек»; - микросфера «Учимся жить среди людей». Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»: - микросфера «Дыхание времен»; - микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»; - микросфера «Секреты русских мастеров»; - микросфера «Летопись народной мудрости». Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. Следует подчеркнуть, что для ребѐнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к ней. Освоение каждой темы необходимо подкреплять различными играми, продуктивными видами деятельности. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. 8 Организация работы по программе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста опирается на следующие педагогические принципы: - принцип личностно-ориентированного общения, который предусматривает организацию педагогом взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, партнерства, соучастия; - принцип культуросообразности, который предполагает создание условий для наиболее полного (с учѐтом возраста) ознакомления с культурными традициями и достижениями своей страны, других стран; - принцип свободы и самостоятельности, который предусматривает педагогическую поддержку проявлений у детей интереса к культурным истокам, отражения этих знаний в своей деятельности с самостоятельным выбором цели, мотивов и способов действия, их оценкой; - принцип наглядности и эмоциональной насыщенности материала, с которым знакомят детей; - принцип комплексного подхода, который предполагает взаимодействие с различными образовательными и культурно-просветительными организациями (музей, школа, библиотека); - принцип единства педагогических требований дошкольной образовательной организации и семьи; - принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития. Программа «Донбасс – мой край родной» опирается на традиционные ценности нашего общества такие как: патриотизм; гражданственность; история; культура; равноправие; человечество; семья; 9 совесть; труд; творчество; наука; искусство; литература; спорт; природа. Темы программы «Донбасс – мой край родной» необходимо реализовывать во всех видах детской деятельности: познавательной и исследовательской деятельности, в форме продуктивной, игровой и творческой активности. Поэтому для организации воспитательно-образовательного процесса в группе детей дошкольного возраста с целью реализации задач программы оптимальными являются такие формы: - игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры- драматизации, театральные постановки); - конкурсы и викторины; - выставки, фестивали; - экскурсии, целевые прогулки с элементами краеведческо- туристической деятельности; - праздники и развлечения, концерты и музыкальные гостиные, познавательные, физкультурно-музыкальные и спортивно-театрализованные досуги; - создание альбомов, самодельных книг, стенгазет, электронных газет; - морально-этические беседы, решение проблемных ситуаций; - проектная деятельность и др. В программе «Донбасс – мой край родной» конкретизированы направления работы, разработана схема последовательного ознакомления дошкольников с родным краем. Она сочетает в себе использование современных образовательных технологий, нетрадиционных форм работы с детьми, педагогами и родителями, 10 интернет-ресурсов, методов и приемов, способствующих познавательной и эмоциональной активности детей, развитию творчества и установлению связей между разными видами деятельности, что не может не сказываться на еѐ результативности. С целью реализации целей, задач и с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогами в работе следующие технологии: - развивающие; - социоигровые; - портфолио; - информационно-коммуникационные; - проектной деятельности; - здоровьесберегающие. Среди методов построения воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются: - методы ознакомления с социальной действительностью (наглядные, словесные и практические); - методы, направленные на повышение познавательной активности (проблемные вопросы, решение логических задач, моделирование, прогнозирование); - методы, направленные на повышение эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, включение игровых и сказочных персонажей, использование художественного слова). - методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности (перспективное планирование, использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности, метод опосредованного переключения детей на другую деятельность, создание развивающей среды). 11 Концептуальной основой программы является обогащение, амплификация детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного города (района). Освоение детьми парциальной образовательной программы дошкольного образования «Донбасс – мой край родной» позволяет достичь следующих результатов: В образовательной дошкольной организации: - создать комплексную систему нравственно-патриотического воспитания; - обогатить содержание развивающей предметно-пространственной среды в направлении нравственно-патриотического воспитания дошкольников; - вовлечь в работу по данному направлению представителей всех субъектов образовательной деятельности, в том числе семью и общественные организации; - повысить профессиональную компетенцию педагогов ДОО(У) в области краеведения и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В работе с детьми на этапе завершения дошкольного образования: - сформировать у детей элементарные нравственные и духовные ценности; - дать детям представления об истории, символике, культурных традициях, особенностях природы, промышленности, знаменитых людях своего города (района), страны, своего края; - сформировать бережливое и созидающее отношение к природе; - поддерживать проявления сострадания, сочувствия, сопереживания; - развить интерес к проектной деятельности, связанной с познанием малой родины; - сформировать умение передавать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх и т. д.) - активизировать веру в свои силы, желание самоотверженного служения на благо своей Родины; 12 - В работе с родителями воспитанников: активизировать стремление воспитывать любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, - способствовать воспитанию бережного отношения у детей к окружающему миру и своему краю; - сформировать понимание того, что они являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; - активизировать желание тесно взаимодействовать с ДОО(У) и другими организациями по вопросу формирования нравственно-патриотических ценностей у детей. При реализации программы «Донбасс – мой край родной» может производиться оценка индивидуального развития детей. Такое оценивание для ребѐнка должно быть вербальным, эмоциональным, способствовать созданию ситуации успеха у воспитанников, формированию патриотических чувств и побуждений ребенка, позитивной мотивации к созидательной деятельности. Оценка эффективности реализации программы «Донбасс – мой край родной» осуществляется на основе обобщѐнных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность использования современных методов и технологий воспитательного воздействия, а также индивидуальной оценки развития каждого из детей (уровень воспитанности, осведомленности о родном крае и социализации). 13 ІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Воспитательно-образовательная деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» Микросфера «Я – житель Донбасса» Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взросления). Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи. Микросфера «Природа Донбасса» Знакомить детей с доступными явлениями природы, замечать красоту родного края в разное время года. Микросфера «Культура Донбасса» Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы. Знакомить с народными игрушками. Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» Микросфера « Трудом славен человек» Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Микросфера « Учимся жить среди людей» Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей любят, о нем заботятся. Воспитывать элементарные навыки вежливого общения, формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице. 14 Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» Микросфера «Секреты русских мастеров» Предлагать в качестве наглядного материала для самостоятельного рассматривания картинки, книги, народные игрушки. Учить использовать их для общения детей друг с другом и взрослыми. Микросфера «Летопись народной мудрости» Обогащать словарь детей. Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображѐнном на картинке, о новой игрушке. Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» Микросфера «Я – житель Донбасса» Я и моя семья Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Я и мое окружение Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками). Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску игрового оборудования. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. 15 Мой город (село) Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. Микросфера «Природа Донбасса» Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее. Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной республика» Микросфера «Трудом славен человек» Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (медицинская сестра, повар, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Микросфера «Учимся жить среди людей» Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» Формировать интерес к малой Родине и первичные представления о ней. Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину. Микросфера «Секреты русских мастеров» Познакомить детей с народными игрушками. 16 СРЕДНЯЯ ГРУППА Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» Микросфера «Я – житель Донбасса» Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.). Микросфера «Природа Донбасса» Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира Донбасса, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Микросфера «Культура Донбасса» Знакомить детей с культурным многообразием полиэтноса Донбасса. Знакомить с достижениями науки и культуры, создавать условия для самовыражения детей средствами искусства. 17 Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» Микросфера «Трудом славен человек» Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. На экскурсиях, занятиях знакомить с шахтами, фабриками, заводами Донбасса, с продуктами их производства - машинами, холодильниками, одеждой, обувью, продуктами питания и др. Знакомить детей с передовиками производства, знаменитыми людьми в области литературы, искусства, спорта. В общении, в трудовой деятельности дошкольников использовать произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. Проводить «трудовые акции»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. Микросфера «Учимся жить среди людей» Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» Микросфера «Дыхание времени» Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. На занятиях, прогулках, во время бесед и игр, с опорой на наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет - ресурсов) знакомить с местными достопримечательностями. Дать детям доступные их пониманию представления о народных и государственных праздниках. 18 Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину. Формировать представление о деятельности людей, прославивших Донбасс: просветителей, героев труда, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. Микросфера «Секреты русских мастеров» Педагог знакомит с народными промыслами и искусством Донбасса, народным творчеством во время специально организованных занятий, тематических кружках и в играх. Микросфера «Летопись народной мудрости» Формировать представления о семье, о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекать дошкольников в игры на семейные темы, расширять представления детей о семейных традициях, о ценности семьи. Углублять чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать во время чтения произведений авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов народных сказок, проведения литературных вечеров. Знакомить с праздниками: народными и государственными праздниками как частью культуры Донбасса; объяснять, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся. Педагог развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих на Донбассе. 19 СТАРШАЯ ГРУППА Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» Микросфера «Я – житель Донбасса» Поощрять попытки ребѐнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, спектакля и т.д). Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях педагог продолжает знакомить с символами Донецкой Народной Республики: флагом, гербом, гимном. Микросфера «Природа Донбасса» Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Педагог организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом. Микросфера «Культура Донбасса» Педагог обсуждает с детьми и закрепляет чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Он побуждает детей рассказывать о своей 20 семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире). Воспитатель рассказывает о том, что наш Донбасс состоит из крупных промышленных городов и районных центров, знакомит с названиями районных центров. У дошкольников формируется интерес к родному поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры. В игровой, увлекательной, эмоциональной форме педагог продолжает знакомить детей с праздниками: государственными (Новый год; День защитника Отечества; Международный женский день; Праздник весны и труда; День Победы; День Донецкой Народной Республики (День Республики)). Старшие дошкольники активно включаются в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание коллажа, стенда, плаката и др.) и проведение народных праздников (Рождество, Коляды, Масленица, Встреча весны, Пасха, Радуница, Благовещение, Ивана Купала, Спас, Обжинки, Покров). Педагог расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка. Проведение встреч с людьми, прославивших наш край: деятелями искусства, учеными, спортсменами и т.д. В процессе рассказов и бесед у дошкольников формируется понимание жизни в стране, определение своей значимости, они учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную им сферу трудовой деятельности на благо Родины, учатся конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми людьми. 21 Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» Микросфера «Мои права и обязанности» Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому Микросфера «Трудом славен человек» Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их собственного труда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить детей с наиболее экономичными приемами выполнения работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. 22 Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Микросфера «Учимся жить среди людей» Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд. 23 Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» Микросфера «Дыхание времени» Рассказывать детям о своем родном городе. Познакомить с флагом и гербом ДНР, гимном. Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» Расширять представления о малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы на военную тематику. Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Микросфера «Секреты русских мастеров» Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. Микросфера «Летопись народной мудрости» Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках и народных праздниках. 24 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» Микросфера «Я – житель Донбасса» Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Расширять представления о родном городе. Микросфера «Природа Донбасса» Формировать основы экологической культуры. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира Донбасса, занесенными в нее. Формирование первичных представлений о природном многообразии Донбасса. Расширять знания о том, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды своего родного края. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. Микросфера «Культура Донбасса» Воспитание уважения к языкам, на которых разговаривают жители Донбасса. Продолжать знакомить с творческой деятельностью людей, прославивших Донбасс: национальными героями, деятелями искусства, учеными, космонавтами, спортсменами, педагогами, врачами и т.д. Прививать чувство гордости за их деятельность и достижения. 25 Мотивация к изучению и свободному владению родным языкам средствами художественной литературы, ролевой игры, включения в театральную деятельность, выполнения творческих заданий. В беседе воспитатель дает сведения о том, что дети, посещающие группу, дошкольное учреждение, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языка. Воспитатель расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. С детьми обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования и др.). Педагог показывает наш край на географической карте, рассказывает о соседних государствах, об их национальной культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность. Педагог продолжает знакомить с народными, государственными и международными праздниками. Вызывает у детей радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости праздников. Педагог продолжает формировать гражданственность детей через воспитание уважения к деятельности людей, прославивших наш край: просветителями, национальными героями, деятелями искусства, учеными, космонавтами, спортсменами и т.д.; и чувство гордости за их деятельность и достижения. Формирование у детей элементарных представлений об историческом прошлом нашего края по фотографиям, документам, рассказам взрослых о событиях из истории страны, своей семьи. В организованной деятельности у детей развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей в разных странах мира, формируется уважительное отношение к культуре и традициям граждан других стан. 26 Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики». Микросфера «Гражданская позиция» Закреплять знания о флаге, гербе и гимне ДНР (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей; посильном участии в жизни дошкольной образовательной организации. Микросфера «Мои права и обязанности» Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п. Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью — к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной — к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб. 27 Микросфера «Трудом славен человек» Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь. Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы для продуктивной творческой деятельности. Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада). Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка). Развивать интерес к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы. Микросфера «Учимся жить среди людей» Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ). 28 Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» Микросфера «Дыхание времени» Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Средствами беседы, рассматривания картин, репродукций, альбомов с государственной тематикой педагог продолжает знакомить детей в общих чертах и интересной форме с государственным устройством Донецкой Народной Республики; воспитывает гордость к защитникам нашего края и формирует уверенность в том, как почетно быть защитником своей страны. Педагог продолжает расширять знания о том, как живут люди в Республике, как трудятся, отдыхают; о достижениях людей в труде, спорте, искусстве. Создавать условия для развития проектной деятельности. Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.). Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине, династии Волковых и других героях космоса. Микросфера «Секреты русских мастеров» Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Создавать условия для самовыражения средствами искусства. 29 Микросфера «Летопись народной мудрости» Продолжать работу по обогащению словаря детей. Помогать детям в освоении выразительных средств языка. Продолжить формирование представлений о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, ролях мужчин и женщин в семье. Вовлекать дошкольников в игры на семейные темы, расширять представления детей о семейных традициях, о ценности семьи, о трудовых обязанностях в семье. Углублять чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта, используя при этом пословицы, поговорки, присказки. 30 ІІІ. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Реализация задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо вовлечение в него родителей. С этой целью работа с родителями должна быть направлена на решение таких задач: - повысить интерес у родителей к истории, культуре, традициям Донецкого края; - формировать у них ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края; - способствовать раскрытию творческих способностей в семье; - способствовать активному участию родителей в жизни детского сада и города; Реализации поставленных задач способствует использование нетрадиционных форм работы с родителями. Среди них: 1. Информационно-аналитические: общение в социальных сетях, проведение социологических опросов, индивидуальные блокноты. 2. Познавательные: семинары-практикумы, тренинги, консультации в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей, лектории. 3. Досуговые: совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей. 31 4. Наглядно-информационные: информационные проспекты для родителей, журналы и газеты, издаваемые ДОО(У) для родителей, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазет. 32 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ Новые задачи, встающие перед дошкольной образовательной организацией, предполагают ее открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Сегодня детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольной образовательной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Экскурсионное бюро Театры Детские юношескоспортивные школы Школа искусств Музеи ДОО (У) Филармония Художественный музей Детская библиотека Театр кукол, ТЮЗ Выставочный зал Рис. Возможные партнеры при реализации программы 33 № Учреждения и Задачи, решаемые в совместной работе п/п организации 1. Театр кукол и 1. Приобщение детей к театральному искусству. 2. Посещение театрализованных представлений в театре и Театр юного в ДОО(У). зрителя 3. Развитие желания отразить увиденное в своих работах. 1. Приобщение детей к национальной культуре, знакомство с произведениями классической и народной музыки. 2. Развитие представлений о различных жанрах музыкального искусства. 3. Знакомство с творчеством известных певцов, композиторов и музыкантов родного края. 4. Развивать желание отразить увиденное в своих работах. 2. Областная филармония 3. Школа искусств 4 Детская библиотека 1. Познакомить детей со своим районом, городом, краем, людьми, прославившими его, на основе тематических занятий и познавательных бесед. 2. Развивать желание отразить увиденное в своих работах. 5. Музеи (краеведческий, художественный, выставочный зал) 6 Экскурсионное бюро 1.Воспитание уважения к своему городу (району) и к людям, которые прославили его. 2. Приобщение детей к национальной художественной культуре, знакомство с произведениями классической и народной живописи. 3. Развитие представлений о различных жанрах изобразительного искусства и техниках выполнения. 4. Знакомить детей с историей родного края в творчестве художников Донбасса. 5. Оказание помощи в создании мини музеев в ДОО(У). 6. Развивать желание отразить увиденное в своих работах. 7. Организация выставок детских работ. 1. Знакомить с родным городом, его архитектурой, достопримечательностям, учреждениями культуры и спорта, парками и скверами на наглядных примерах. 2. Развивать интерес к истории родного края, любознательность. 3. Формировать умение замечать красоту родного города в разное время года. 4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу, уважение к знаменитым землякам, гордость за достижения родного края. 34 Материально-техническое сопровождение программы Дидактические и наглядные пособия. Современные средства ТСО (интерактивная доска, компьютеры, проектор и т.д.). Методическая, краеведческая, художественная литература о Донецком крае. Репродукции и иллюстрации картин донецких художников. Фотоальбомы «Донецк», «Донецкий край», «Города Донецкого края», «Промышленные предприятия Донецкого края», «Донбасс архитектурный», «Народные промыслы «Знаменитые Донецкого люди края», Донецкого «Художники края», Донецкого «Памятные края», места и достопримечательности», «Художники Донецкого края», «Заповедники» и т.д. Художественная литература на тему: «Донбасские поэты». Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием. Аудиозаписи. Видеофильмы. Карты. Символика и городов (районов) Донецкой Народной Республики. Буклеты, наборы открыток Лэпбуки. 35 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие географических карт, атласов, макетов, альбомов, буклетов, отражающих содержание образовательной программы «Донбасс – мой край родной». Желательно организовать в дошкольной образовательной организации специальные центры. Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность детей может быть организована в познавательном развивающем центре. Там предполагается изучение детьми ландшафта, полезных ископаемых, климатических условий области и города, особенностей планирования улиц города. Центр развития читательской культуры дошкольников предполагает наполненность иллюстративным материалом, способствующим развитию у детей сочинительства о родном городе: создание рассказов, стихов и сценариев (по сказкам, легендам, рассказам писателей и поэтов Донбасса). Центр развития художественно-творческой деятельности предполагает актуализацию знаний и приобретение опыта творческой деятельности (дизайн по мотивам видов декоративной росписи, изготовление скульптуры малых форм по мотивам игрушек-сувениров). Конструктивная деятельность детей обеспечена схемами архитектурных достопримечательностей городов Донецкого края. Центр развития художественно-музыкальной деятельности детей обеспечен аудиозаписями произведений композиторов родного края; элементами национальных костюмов для организации театрализованной деятельности детей. 36 ГЛОССАРИЙ Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Интеграция – представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурно образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Непосредственно образовательная деятельность – специально организованная образовательная деятельность дошкольников в условиях субъект- субъектного взаимодействия детей и взрослого. Патриотизм – 1.Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним; высшее проявление человеческого духа. 2. разг. Преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо. Экспозиция - Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Закон «Об образовании». – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6- zakony/20-zakon-ob-obrazovanii 2. Государственный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/4-prikazy/900-gosudarstvennyjobrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-na-2015-2017-gg 3. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк : Истоки, 2015. – 223 с. URL: https://drive.google.com/file/d/0B2Ws9YwIt2eBaU9aYjlYakVhV3c/view 4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. 5. Бывшева Марина Валерьевна Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования // Педагогическое образование в России. 2015. №4. С.57-63 6. Воспитываем личность вместе : практическое пособие / Под научно-метод. ред. А.И. Чернышева – Донецк % Истоки, 2016. 7. Григорьева Юлия Сергеевна, Шаронова Елизавета Вячеславовна Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2016. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-literatury-v-patrioticheskomvospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta. 8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007. 9. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Творческий центр «Сфера», 2010. 38 10.Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект. – Волгоград: Издательство «Учитель», изд. 2-е, 2016. 11.Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. - С. 24-29. 12.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. 13.Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Творческий центр «Сфера», 2013. 14.Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: ООО «ТЦ Сфера», 2013. 15.Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. - Москва : Линка-Пресс, 2003. 16. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования: традиции, новации, перспективы: Материалы педагогического Форума (22 марта – 21 апреля 2016г.). – Донецк: Истоки, 2016. 17.Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007. 18. Сабодаш О.А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №4-2. С.94-101 19.Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию. – М.: Скрипторий 2003. 20.Шарапова Маргарита Витальевна Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Символ науки. 2015. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-literatury-v-nravstvennom-vospitanii-deteydoshkolnogo-vozrasta 39 Приложение 1 ПРИМЕРНЫЕ ПРОЕКТЫ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПРОЕКТ «САМЫЙ ЛУЧШИЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ» Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в родном городе, создание оптимальных психолого-педагогических условий для реализации единой линии развития ребѐнка. Ключевой вопрос: Как влияет город на мою жизнь? Задачи: 1. Расширить знания детей о родном городе. 2. Познакомить с историей возникновения города. 3. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. 4. Дать представление о людях, прославивших город. 5. Ознакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками. 6. Рассказать о местах отдыха, об экологии города. Механизм реализации: Предлагаемые темы для воспитательно-образовательной деятельности: 1.МОЙ РОДНОЙ ГОРОД. Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Происхождение имени города. День рождения города. Промышленность города (Зуевская ТЭС, Старобешевская ТЭС, Донецкий машиностроительный завод, Харцызский трубный завод, Макеевский металлургический завод, шахта им. Засядько и т.д). 40 2.УЛИЦЫ МОЕГО ГОРОДА. «Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия. 3.ТРАНСПОРТ ГОРОДА. Виды транспорта. История создания городского транспорта. 4.ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА. Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха на Донбассе (парковая зона, набережная). 5.НАШЕ НАСЛЕДИЕ. Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города. 6.ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ. Выдающиеся люди города (люди труда, музыканты, спортсмены и т.д.) Славные подвиги защитников родной земли. 7.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ. Музей. История его создания. Вечный огонь, памятники. Ожидаемые результаты: познавательные: дети узнают об истории своего города, о его традициях, о предприятиях и выдающихся людях; теоретические: будут разработаны методические рекомендации по материалам проекта и конспекты бесед с детьми («Мой родной город», «История города» и т.д.), проведений экскурсий. практические: 1. Создание альбомов «Мой город», «Города Донбасса». 2. Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны. 3. Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад». 4. Книга мини-рассказов «Из окна наша улица видна». 41 ПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта ребѐнка, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения. Добровольность участия каждого родителя - обязательное требование и условие данного проекта. Ключевой вопрос: Как моя семья влияет на мою жизнь? Задачи: 1. Развивать интерес к своим близким родственникам, к их жизни. 2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения. 3. Воспитывать уважение и почтительное отношение к людям пожилого возраста. 4. Содействовать становлению традиционных семейных ценностей. Механизм реализации: Предлагаемые темы для воспитательно-образовательной деятельности: 1. Какие мы Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. (Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем, они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков - им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед. Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки- женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.) 42 2. Мы - разные Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… (Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое - настроение хорошее, если лицо грустное – настроение - плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты - хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова) Что означают наши имена. 3. Мой младший/старший брат, сестра. Рассматривание фотографий, определение внешних сходств и различий между детьми, их братьями и сестрами. Отношение к старшим (младшим) в семье. 4. Моя семья. Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. (У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу.) Составление генеалогического древа. (Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах, городах и даже странах) 5. Мои друзья. Составление детьми рассказов о своих друзьях. 6. Наш детский сад. История детского сада в фотографиях. 43 (Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня - она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.) В детский сад дети ходят потому, что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться. 7. Каким я был, каким я стану. Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию Ожидаемые результаты: познавательные: дети больше узнают об истории своей семьи, о еѐ традициях, о ролях мужчин и женщин в семье; теоретические: будут разработаны: методические рекомендации по материалам проекта «Современные формы и методы работы с семьей», конспекты бесед («Авторитет любви», «Бабушка, я сам»). практические: 1. Составлена картотека пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости»). 2. Проведение смотра «Фотографии из семейного альбома» 3. Создание семейного группового альбома «Вместе – дружная семья». 4. Составление генеалогического древа каждой семьи. 44 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ» Цель: формирование первичных представлений у детей о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Ключевой вопрос: «Правда ли, что защита Отечества – долг каждого»? Задачи: 1. Показать образ защитника Родины через различные образы как реально существовавших исторических личностей так и сказочных. 2. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. 3. Воспитывать уважение к ветеранам, прославившим родной город, традиции преемственности поколений. 4. Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск. Механизм реализации: Предлагаемые темы для воспитательно-образовательной деятельности: 1. «КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ» Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. 2. «ПОЛКОВОДЦЫ – СЛАВА И ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Дать знания о предках. Показать их ум, преданность Отечеству. 3. «ГЕРОИ – ОСВОБОДИТЕЛИ» На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства. 45 4. «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Расширить знания об армии - надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск. Ожидаемые результаты: познавательные: Дети лучше узнают о защитниках Отечества, об армии, о родах войск, их предназначении; выучат пословицы и поговорки о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. теоретические: будут разработаны: методические рекомендации по материалам проекта «Дошкольникам о защитниках Отечества», конспекты бесед (о родах войск, военных орденах и медалях, военной техники). практические: 1. Выставка «Защитники Отечества» 2. Встреча с ветеранами 3. Праздник «День защитника Отечества» 4. Конкурс детского рисунка на тему «Много в армии профессий» 5. Игры с элементами ориентирования: «Найди пакет», «Доставь секретное донесение». 46 6. Оформление альбомов «Наша армия родная». 7. Изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке Приложение 2 ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР № Авторы, название песни 1. «Бабушка рядом с дедушкой» сл. И. Резника, муз. Р. Паулса 2. «Берегите 9 Отчий дом» сл. и муз. Ж. Колмагоровой 3. «Быть мужчиной» Сл. И.Шевчук, муз. Е. Зарицкая 4. «Варись, « варись кашка» Ссылка на ресурс https://zf.fm/song/190668 5. «Дети Земли» сл. и муз. А.Петряшевой 6. «Дружат 2 дети на планете» сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова 7. «Здравствуй, детство!» (Утро начинается) сл.М. Яснов, муз. И. Космачев 8. «Когда ветераны идут на парад» сл. и муз. З.Роот 9. «Край 8 родной» сл. и муз. Е. Гомоновой 10. «Мамин день» сл. М. Садовский, муз.: Ю. Тугаринов 11. «Милые с детства места Родиной мы зовем» сл. и муз. В.Трубачѐва 12. «Нарисую мир» сл. и муз. Е.Обухова http://www.proshkolu.ru/user/sarudnichenk o/folder/276293 https://zf.fm/song/5425953 Победы» 13. «Наследники 5 сл. и муз. Е. Зарицкой http://songspro.ru/7/JannaKolmagorova/tekst-pesni-Otchiy-dom http://chudesenka.ru/2571-bytmuzhchinoy.html https://goo.gl/pZFwNE http://chudesenka.ru/load/2-1-0-133 http://possum.ru/?p=10175 https://goo.gl/NGmHbn http://chudesenka.ru/2564-mamin-den-denvesenniy-ne-moroznyy.html http://avgustina.moy.su/load/2-1-0-19 http://chudesenka.ru/2672-narisuyumir.html http://minusgud.ru/voennye/68-detskiepesni-voennyh-let.html http://chudesenka.ru/load/3-1-0-34 14. «Наш край» сл. А. Пришельца, муз. Д, Кабалевского 15. «Наш папа» (Каждый день нас папа http://chudesenka.ru/2329-nash-papaв садик водит) сл. и муз. Е.Обухова kazhdyy-den-nas-papa-v-sadik-vodit.html 16. «Наша семья» сл. и муз. Е.Обухова http://chudesenka.ru/2675-nasha-semya.html 17. «О7той весне» сл. и муз. Е. Плотниковой http://www.solnet.ee/sol/003/p_162.html 47 18. «Обелиск» сл. Н. Филатовой , муз. В. Алексеевой 19. «Песня Паровозика» сл. Г. Сапгир, Г. Циферова, муз. В. Юровский 20. «Песня про зарядку» сл. Г.Остер, муз. Г. Гладков 21. «Прадедушка» 6 сл. М. Загота , муз. А. Ермолова 22. «Раз, два левой» сл. Т Рядчикова, муз. А.Комаров 23. «Родина моя» сл. Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова 24. «Родина у каждого своя» сл. и муз. Ж. Колмагоровой 25. «Родная песенка» сл. Л. Синявского, муз. Ю.Чичиковой 26. «Рождество» (На лошадке в санках едем мы зимой) 27. «Солнечный 1 круг» cл. Л. Ошанина, муз. А. Островского 28. «Широкая Масленица» сл. и муз.: народные 29. «Я3рисую этот мир» сл. и муз. Е. Молчановой 30. Песни о маме 31. Песни Шаинского В. В мире много сказок. Вместе весело шагать. Все мы делим пополам. Если с другом вышел в путь. Когда мои друзья со мной. Крейсер Аврора. Песенка про папу. Улыбка. Чему учат в школе. 48 http://alekseev.numi.ru/obelisk.php http://chudesenka.ru/load/2-1-0-84 http://chudesenka.ru/load/2-1-0-87 https://zf.fm/song/3415979 http://chudesenka.ru/2232-raz-dvalevoy.html http://music.nur.kz/1167813-neposedi-yati-on-ona-vmeste-zelaya-strana http://olg.ucoz.ru/index/o_rodine/0-58 http://allforchildren.ru/songs/ml6.php http://chudesenka.ru/2458-rozhdestvo-naloshadke-v-sankah-edem-my-zimoy.html https://zf.fm/song/3023802 http://chudesenka.ru/2205-shirokaya- maslenica.html https://zf.fm/song/3605648 http://allforchildren.ru/songs/mama.php http://www.gusli.su/shainsky/