МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «ЯСЛИ-САД № 14 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА» ГОРОДА СНЕЖНОЕ» ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМАХ, ПЕРИОДИЧНОСТИ И ПОРЯДКЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Снежное, 2022 Приложение 1. Положение о мониторинге качества образования в образовательных организациях дошкольного и общего образования Донецкой Народной Республики 1. Общие положения 1.1. Положение о мониторинге качества образования в образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики (далее Положение) разработано в соответствии со статьей 93 Закона ДНР «Об образовании». Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики. Организация мониторинга системы образования осуществляется республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки. 1.2. Положение определяет цели, задачи, показатели и индикаторы, инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения мониторинга качества образования в образовательных организациях системы общего образования ДНР. 1.3. Положение распространяется на образовательные организации системы общего образования ДНР, независимо от их организационно-правовой формы. 1.4. В Положении применяются понятия: Качество образования - это интегральная характеристика системы общего образования, отражающая степень соответствия достигаемых результатов деятельности образовательных организаций системы общего образования нормативным требованиям, социальному заказу, сформированному потребителями образовательных услуг. Мониторинг качества образования - это система сбора, обработки данных по показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качества образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности образовательных организаций системы общего образования, в том числе в рамках лицензирования, государственного контроля и надзора. Общее образование - вид образования, который направлен на развитие способностей личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Показатели и индикаторы мониторинга качества образования - это комплекс утвержденных на республиканском уровне показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования. 2. Основные цели, образования задачи, функции и принципы мониторинга качества 2.1. Целью мониторинга качества образования является обеспечение органов управления в сфере образования, экспертов в области образования, органов, осуществляющих общественный характер управления образовательной организацией, информацией о состоянии и динамике качества образования в образовательных организациях системы общего образования Донецкой Народной Республики. 2.2. Задачами мониторинга качества образования являются: 2.2.1. Разработка стандартизированного инструментария в соответствии с показателями и индикаторами мониторинга качества образования. 2.2.2. Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования. 2.2.3. Технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования. 2.2.4. Проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования. 2.2.5. Оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования. 2.3. Функциями мониторинга качества образования являются: 2.3.1. Обеспечение централизованной стандартизированного инструментария. разработки 2.3.2. Сбор данных по образовательным организациям системы общего образования в соответствии с показателям и индикаторами мониторинга качества образования. 2.3.3. Получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества образования; 2.3.4. Определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в базах данных образовательных организаций системы общего образования. 2.3.5. Координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями. 2.3.6. Разработка и реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (повышения квалификации) в области оценки качества образования и мониторинга качества образования. 2.4. Основными принципами мониторинга качества образования являются приоритет управления, целостность, оперативность, информационная открытость. 2.4.1. Приоритет управления – это нацеленность результатов мониторинга качества образования на принятие управленческого решения. 2.4.2. Целостность – это единый последовательный процесс мониторинга качества образования, экспертизы соответствия нормативам показателей качества образовательной организации, принятия управленческого решения в отношении образовательной организации. 2.4.3. Оперативность – это сбор, обработка и представление информации о состоянии и динамике качества образования для оперативного принятия управленческого решения. 2.4.4. Информационная открытость доступность информации о состоянии и динамике качества образования для органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, экспертов в области образования, в том числе представителей органов, осуществляющих общественный характер управления образовательными организациями. 3. Комплекс показателей и индикаторов мониторинга качества образования 3.1. Комплекс показателей и индикаторов сформирован в соответствии с установленными целями мониторинга качества образования по объектам оценивания: • результаты образовательной деятельности; • условия организации кадровое и ресурсное обеспечение образовательного процесса; 3.2. Комплекс показателей и индикаторов качества результатов образовательной деятельности включает: • уровень и качество учебных достижений обучающихся по итогам мониторинга; • уровень социализации обучающихся: сформированность компетенций, социального опыта, позволяющих адаптироваться в социуме; личностные достижения; • соответствие показателей результатов обучения и воспитания нормативным требованиям и запросам потребителей образовательных услуг; 3.3. Комплекс показателей и индикаторов ресурсного обеспечения и условий образовательного процесса включает: • уровень развития материально-технической базы; • обеспеченность участников образовательного процесса учебно – методическими материалами, справочной литературой, современными источниками информации; • обеспеченность современными информационными технологиями; • кадровое обеспечение образовательного процесса. Полное описание комплекса показателей и индикаторов мониторинга качества образования устанавливается в приложении к настоящему Положению. 4. Источники сбора данных и инструментарий для расчета показателей и индикаторов мониторинга качества образования. 4.1. Источниками сбора данных и инструментарием сбора данных для расчета показателей и индикаторов мониторинга качества образования являются: данные государственной статистической отчетности; государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных организаций; промежуточная аттестация учащихся образовательных организаций; результаты выборочного тестирования учащихся образовательных организаций; международные исследования качества образования; анкетирование, опросы, интервьюирование; дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований. 4.2. Техническими средствами обработки данных расчета показателей и индикаторов мониторинга качества образования являются автоматизированные информационные системы: «Мониторинг качества образования»; «Самодиагностика профессиональной компетентности руководящих кадров»; «Диагностика профессиональной компетентности педагогических кадров»; другие. 5. Функциональная схема и организационная структура мониторинга качества образования. 5.1. Функциональная схема и организационная структура мониторинга качества образования предполагает три уровня реализации: республиканский, муниципальный, уровень образовательной организации. Основной системообразующей единицей образования является образовательная организация. мониторинга качества 5.2. Информация по образовательной организации собирается, структурируется и хранится в соответствующих унифицированных базах данных (БД), которые позволяют обработать, осуществить автоматизированный расчет индикаторов по показателям мониторинга качества образования, обеспечить запрос о состоянии и динамике качества образования в образовательных организациях системы общего образования потребителей информации. 5.3. На каждом уровне мониторинга качества образования реализуются задачи, формируется информация, принимаются управленческие решения в рамках установленных законодательством полномочий органов, осуществляющих управление в сфере образования. 5.3.1. На республиканском уровне: • определяются, апробируются и утверждаются показатели и индикаторы мониторинга качества образования; • формируется и утверждается в соответствии с установленными показателями и индикаторами стандартизированный инструментарий сбора информации; • формируется и утверждается выборка образовательных организаций системы общего образования для участия, устанавливается в соответствии с законодательством периодичность участия образовательных организаций системы общего образования в мониторинге качества образования; • определяются и утверждаются сроки, продолжительность процедур мониторинговых исследований; • осуществляется профессиональная подготовка специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, методистов, педагогов по вопросам качества образования, разработки инструментария, проведения мониторинговых исследований, обработке, хранения информации о состоянии и динамике качества образования в образовательных организациях системы общего образования; • осуществляется обработка первичных данных образовательной организации (если на муниципальном уровне отсутствуют условия и ресурсное обеспечение мониторинга), данных муниципальной системы образования по показателям и индикаторам мониторинга качества образования; • структурируется и анализируется информация по образовательным организациям системы общего образования, собранная по утвержденным показателям и индикаторам мониторинга качества образования: • обеспечивается в виде информационно-аналитических сборников распространение информации о состоянии и динамике качества образования в муниципальных системах общего образования республики; • разрабатываются и утверждаются нормативы к показателям оценки качества образования для проведения общественно-государственных экспертиз, в том числе лицензирования. 5.3.2. На муниципальном уровне: • организуется работа по проведению мониторинговых исследований качества образования в подведомственных муниципальных образовательных организациях системы общего образования; • осуществляется первичная обработка данных подведомственных муниципальных образовательных организаций системы общего образования по показателям и индикаторам мониторинга качества образования; • обеспечивается хранение и представление информации по подведомственным муниципальным образовательным организациям системы общего образования, собранной по утвержденным показателям и индикаторам мониторинга качества образования. 5.3.3. На уровне образовательной организации: • осуществляется сбор, первичная обработка данных образовательной организации по показателям и индикаторам мониторинга качества образования: • хранится информация о состоянии и динамике качества образования в образовательной организации; • принимаются управленческие решения, определяемые ответственностью образовательной организации за результативность образования. 5.4. Организационная структура мониторинга качества образования включает в себя: 5.4.1. На республиканском уровне: • Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики – исполнительный орган государственной власти, наделенный в соответствии с законодательством полномочиями государственного контроля аккредитованных образовательных организаций системы общего образования. • Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования осуществляющий в соответствии с Уставом организационнометодическое, информационно-аналитическое, технологическое обеспечение мониторинга качества образования, техническую поддержку сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования системы общего образования, а также дополнительную профессиональную подготовку (повышение квалификации) по вопросам оценки качества образования и мониторинга качества образования. 5.4.2. На муниципальном уровне: • органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. 5.4.3. На уровне образовательной организации • образовательные организации системы независимо от их организационно-правовых форм. общего образования 6. Порядок проведения мониторинга качества образования 6.1. Реализация мониторинга качества образования осуществляется в образовательных организациях системы общего образования в соответствии с Республиканской Программой мониторинговых исследований, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. В отношении одного образовательной организации системы общего образования, исследования качества общеобразовательной подготовки обучающихся в рамках мониторинга качества образования проводится не более двух раз в год. 6.3 Сроки, продолжительность ежегодных мониторинговых исследований качества образования определяются приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. 6.4. По итогам мониторинговых исследований качества образования издается приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики об утверждении результатов мониторинга качества образования; результаты мониторинговых исследований публикуются и распространяются на все уровни регионального мониторинга качества образования. Приложение 2. Показатели мониторинга качества образования в образовательных организаций общего образования Донецкой Народной Республики 1. Уровень доступности дошкольного, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего дошкольное, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование 1.1. Охват детей дошкольным, начальным общим, основным общим и средним общим образованием (отношение численности обучающихся, осваивающих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего или среднего общего образования, к численности детей в возрасте 3 - 17 лет). 1.2. Удельный вес численности обучающихся в дошкольных и общеобразовательных организациях, обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартам, к общей численности обучающихся в образовательных организациях 1.3. Изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным дошкольным и общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность). 2. Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. 2.1. Распределение обучающихся в дошкольных и общеобразовательных организациях по языку обучения. 3. Кадровое обеспечение дошкольных и общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ. 3.1. Численность обучающихся в дошкольных и общеобразовательных организациях в расчете на 1 педагогического работника. 3.2. Удельный вес численности педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников образовательных организаций. 3.3. Удельный вес численности педагогических работников в возрасте старше 55 лет в общей численности педагогических работников образовательных организаций. 3.4. Распределение педагогического стажа педагогических работников образовательных организаций. 3.5. Распределение квалификационных категорий и званий педагогических работников образовательных организаций. 3.6. Кадровый потенциал педагогических работников в образовательных организациях, муниципальных образованиях, республике. 3.7. Эффективность деятельности аттестационных комиссий. 3.8. Результативность повышения квалификации педагогическими работниками образовательных организаций. 3.9. Соответствие объема и содержания дополнительного педагогического образования в удовлетворении потребностей повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций 3.10.Доля охвата научной и научно-методической деятельностью педагогических работников образовательных организаций. 3.11.Состояние преподавания предметов общеобразовательных программ. 4. Материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ. 4.1. Наполняемость в группах и классах дошкольных и общеобразовательных организаций. 4.2. Обеспеченность учебной литературой обучающихся дошкольных и общеобразовательных организаций. 4.3. Обеспеченность методической литературой педагогических работников дошкольных и общеобразовательных организаций. 5. Условия получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. 5.1. Эффективность адаптации воспитанников дошкольных образовательных учреждений к обучению по образовательным программам начального общего образования. 5.2. Удельный вес лиц, обеспеченных горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций. 5.3. Удельный вес числа организаций, имеющих штатную единицу психолога, в общем числе общеобразовательных организаций. 5.4. Удельный вес числа организаций, имеющих логопедический пункт или логопедический кабинет, в общем числе общеобразовательных организаций. 5.5. Удельный вес числа организаций, имеющих физкультурные залы, в общем числе общеобразовательных организаций. 5.6. Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях.