22.03.2023
Агрессия
– это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление и причинение вреда
другому живому существу, не желающему подобного обращения. Из этого
определения следует, что агрессию следует рассматривать не как модель
поведения, а как эмоцию, мотив или установку.
Агрессия
относится:
- к врожденным побуждениям и задаткам;
- к потребностям, порождаемым внешними стимулами;
- к
эмоциональной стабильности/нестабильности;
- к актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим.
Причин, вызывающих
агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:
Þ Страх. Родители могут даже не догадываться, что
ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование
проблемы со стороны взрослых может привести к истерике;
Þ Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает
«задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то
обвиняют или упрекают;
Þ
Ребенок
отстаивает свою территорию или
границу своей личности;
Þ Ребенок ожидает
нападения, опасается враждебности;
Þ Ссоры между родителями или членами
семьи вызывают страх,
протест и, как следствие, агрессивные вспышки;
Þ Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят;
Þ Суровость дисциплинированных воздействий
(физическое наказание, унижение, игнорирование);
Þ Копирует поведение окружающих взрослых или детей;
Þ Чрезмерное
эмоциональное напряжение;
Þ Старается
доказать свою независимость и самостоятельность.
Рекомендации:
Как
перевести гнев в мирное русло:
Шаг первый: озвучить состояние ребенка. Это очень
важно, ведь ребенок учится распознавать свои эмоции при условии, что взрослый
ему их называет. Если ребенок явно на что-то или на кого-то разозлился, то
важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему, ты злишься на
что-то».
Шаг второй: присоединиться к
чувствам ребенка. К сожалению, очень часто мы обходим этот момент и сразу
начинаем давать советы, нравоучения. Дело в том что, только присоединившись к
чувствам ребенка, мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться. Когда
ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. В
таких случаях следует говорить, что вы понимаете сильные эмоции ребенка:
«Чувствуется, что ты зол и готов доставить обидчику много неприятностей» и т.п.
Такими комментариями вы, с одной стороны, показываете ребенку, что
действительно готовы выслушать и помочь, а с другой – расширяете его
представления о том, что конкретно задело и стало причиной агрессии.
Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным
способом. Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет
долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные
приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие. Можно попросить
ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный
момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами, биение подушки,
швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется нарисовать свой гнев, а потом
лист скомкать или разорвать. Хорошо, если взрослый сделает тоже самое вместе с
ребенком. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро
успокоится.
Шаг четвертый: обсудить случившееся. Теперь стоит в
спокойном тоне обговорить все.
Игры и занятия с детьми для снятия агрессии.
- Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя. Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться;
- Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина;
- Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции;
- Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности, положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту;
- Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.03.2023
Дата обновления: 22.03.2023
Дата публикации: 22.03.2023