30.03.2023
Рекомендации учителя-логопеда по развитию коммуникативных навыков у детей с РАС:
- Предоставляйте ребенку положительную обратную связь Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова.
- Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению. Можно располагать любимые игрушки/еду/видео в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребенка в контейнер, который ребенку трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет мотивировать ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.
- Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса» К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребенку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребенка, прежде чем надувать его до конца – это простой способ поощрить общение между взрослым и ребенком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей – выдуйте несколько пузырей в сторону ребенка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребенка, прежде чем выдувать новые пузыри.
- Давайте предметы постепенно Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребенку, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребенок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему еще, как только он сообщит о данном желании.
- Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то, или иное занятие Если ребенок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребенок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребенок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребенок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, «ну вот и все» и «хватит». Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребенка.
- Говорите как можно меньше и медленнее Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком.
- Используйте средства вспомогательной и альтернативной коммуникации Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющиеобычную речь, если дети не способны при помощи неѐ удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогаете развитию.
Системы альтернативной коммуникации:
1. Система жестов. Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия.2. Графическая система символов При обучении использованию графической системы символов ребѐнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму. При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребѐнку, указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналы ребѐнка, и тогда он невольно начнет навязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам ребѐнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом. Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.
Пособия, которые можно использовать:
• Коммуникативная доска — специальная доска, на которой закреплены липкие или магнитные ленты, к которым прикрепляются графические символы. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию;
• Тематические книги;
• Альбомы с картинками и фотографиями;
• Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке. Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.
• Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие). Как технически происходит общение с помощью графических символов:
• Человек берѐт картинку в руки и передаѐт ее собеседнику.
• Указывает на нее рукой или дотрагивается пальцем.
• Нажимает на соответствующую кнопку.
• При серьѐзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплѐнной к шлему на голове, направлением взгляда. В первый период использования средств дополнительной коммуникации с детьми с нарушениями есть риск появления желания отказаться от нее из-за ошибочного вывода, что ребёнок еще не созрел. Но! Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых) зависит многое. Прежде всего — от их уверенности в том, что этот ребёнок может понимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, ещѐ не являются коммуникативными в полном смысле слова, и обязательно давать на них ответ.
3. Обучение глобальному чтению. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.
Слова, чтению которых мы хотим научить ребѐнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие:
• зрительного восприятия;
• внимания;
• зрительной памяти;
• понимания обращѐнной речи;
• выполнения простых инструкций;
• умения подбирать парные предметы и картинки;
• умения соотносить предмет и его изображение;
• понимания содержания читаемого.
Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребѐнка будут сформированы вышеперечисленные умения. Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами и игрушками-животными.
Это такие игры, как:
• «Лабиринты»,
• «Кто где живѐт?»,
• «Лото»,
• «Найди по контуру»,
• «Что пропало?»,
• «Найди по силуэту»,
• «Найди место куклам»,
Виды работ при обучении глобальному чтению:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребѐнка, имена его близких, клички домашних животных). Для обучения глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним. Сначала они составляются без учёта определѐнной темы и содержат тот материал, который чаще всего встречается ребѐнку в жизненной ситуации. Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребѐнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря, к картинкам даются двух-трёхсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).
При работе с книжками-самоделками используется несколько вариантов работы:
• Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси.
• Демонстрация действия, изображѐнного на картинке, посредством использования жеста.
• Закрепление речевого материала дома. Таким образом, ребѐнок сопряжѐнно проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдѐт в активный.
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берѐм две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»). Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребѐнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребѐнка.
3. Чтение письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений может быть различной: схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее — здесь удобно работать перед зеркалом); план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребѐнка на различное написание вторых слов в предложениях.
4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест.). Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества. Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребѐнок понимает обращѐнную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даѐт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.
5. Система коммуникации при помощи карточек PECS. PECS — система, которая позволяет ребѐнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребѐнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определѐнный предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Перед началом обучения ребѐнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит. Это можно сделать несколькими способами:
1. Наблюдение за ребѐнком и запись данных в таблицу. Можно понаблюдать, чем любит заниматься ребёнок в свободное время, что он любит есть (как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое), что любит пить, с кем любит проводить время, куда любит ходить, а также чего особенно не любит.
2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребѐнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаѐт без сожаления.
После того как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:
• Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (предпочтительный размер 5 х 5 см).
• Липучки.
• Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге.
• Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определѐнном порядке — для построения предложений.
Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребѐнка и расширения словарного запаса начального комплекта фотокарточек будет недостаточно, и в процессе обучения нужно будет готовить дополнительные карточки. Для того чтобы освоение систем альтернативной коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребѐнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребѐнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращѐнную речь.
Занятиями, развивающими данные способности, могут стать:
• Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением. Данный вид деятельности чудесно можно использовать в игретеатрализации. Например «Теремок». При появлении сказочных героев ребѐнку необходимо будет вспомнить жест, которым они обозначаются (закрепление категории жестов, обозначающих принадлежность). А так же повторить за героями различные действия («спать», «идти», «плакать», «здороваться», «прощаться»).
• Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).
• Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).
• Соотнесение предметов и картинок с написанным словом. При введении обучения альтернативной коммуникации в повседневную деятельность необходимо организовать домашнюю среду таким образом, чтобы окружающее ребѐнка пространство способствовало как можно более разнообразному усвоению различных систем коммуникации. Например, при обучении глобальному чтению на предметы обстановки можно прикрепить карточки с напечатанными названиями предметов: «стол», «стул», «шкаф», «зеркало». В ванной можно прикрепить визуальное расписание с указанием последовательности действий при умывании или посещении туалета. • Составление фотоальбома про себя.
• Составление ритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребѐнком. Взрослый читает стихотворение, а ребёнок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либо указывая на картинку с изображением данного предмета. Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин … (дом) Бежит … (курица) с ведром, заливает кошкин … (дом) Требования к символам системы дополнительной коммуникации:
• Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
• Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).
• Лица и предметы, изображѐнные на фотографиях, должны быть знакомы ребѐнку.
• Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребѐнку.
• Слово должно быть написано простым шрифтом.
• Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность
ассистенту помочь сзади сделать жест.
Использование как можно большего количества дополнительных
знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и
символическую деятельность, способствуя, таким образом, развитию
понимания и вербальной речи (показываем картинку «дом» и игрушку «дом»,
используем напечатанное слово «дом», показываем жест «дом»).
Если комбинировать средства альтернативной коммуникации,
социальную поддержку, организационную поддержку и инструкции с
визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную
коммуникацию и общение среди детей с аутизмом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.03.2023
Дата обновления: 30.03.2023
Дата публикации: 30.03.2023