24.04.2023
Познавательная
активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного
детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.
Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время
закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Развитие
познавательных способностей у детей дошкольного возраста имеет существенный
обще-развивающий эффект, который проявляется в:
¾
Умении
самостоятельно анализировать ситуацию;
¾
Развитии умения
менять свою точку зрения в связи с изменением определённой информации;
¾ Развитии
умения создавать нестандартные идеи и планы по их реализации.
Еще ВАЖЕН
СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое
внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на
пролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или
чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются,
то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной
активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе
которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует
эту информацию в увлекательной игре.
Познание для
ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель
доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае
познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. ЛУЧШЕ ДАВАТЬ РЕБЕНКУ ПРОСТЫЕ ЗНАНИЯ о
том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне,
ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или
во время загородных поездок.
Например,
по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик,
можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и
появляются листочки, а летом, как цветет липа.
Также
можно использовать следующую
схему создания проблемной ситуации «Почему облака плывут по небу?»:
1.Находим
противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями);
2.Осознаём проблему,
хотим её разрешить (порождается интерес, мотивация к решению);
3. Ищем решение,
выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование);
4. Находим решение
(радость, восторг);
5.Проверяем решение
(удовлетворение или досада в случае неправильного ответа);
6.Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный,
не однотипный.
Движение в
понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта.
Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс
мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска
и открытия нового решения проблемы.
ПООЩРЯЙТЕ
ИМПРОВИЗАЦИИ РЕБЁНКА. Малыша учит не только реальный
мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам.
Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребёнок может стать взрослым на
пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем
захочется.
Как отвечать на
детские вопросы:
1. Отнестись к
вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно
вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка
в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Дайте краткие
и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных
оборотов речи.
4. Ответ должен
обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям,
наблюдениям.
5. Поощряйте
самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы
встречным: «А ты как думаешь?»
6. В ответ на
вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью,
перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на
вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость,
тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на
вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал.
Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на
свой вопрос».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2023
Дата обновления: 24.04.2023
Дата публикации: 24.04.2023