29.06.2023
Думаю, каждому
из нас хотелось, чтобы у ребенка была здоровая оценка себя, самоуважение и
стремление становиться лучше. Имея о себе и о своих возможностях реальное,
адекватное представление ребенок в последующем войдет во взрослую жизнь, будучи
успешным, реализованным и склонным анализировать свои ошибки.
КАК
ЖЕ ДОБИТЬСЯ ТАКОГО РЕЗУЛЬТАТА?
ДЛЯ НАЧАЛА РАССМОТРИМ
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ САМООЦЕНКИ.
ДЕТИ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ отличаются неуверенностью в себе,
стеснительностью, робостью.
Часто такие дети замкнуты, нерешительны
и несамостоятельны.
Мы с вами должны быть очень осторожны,
чтобы не травмировать такого ребенка, поскольку они очень ранимы.
Для начала можно
понаблюдать за ребенком, заняться вместе с ним тем, что он любит делать, что
у него получается.
Обязательно нужно хвалить даже за малейшие достижения и акцентировать его внимание на успехе. Создав такие ситуации, чтобы ребенок чувствовал себя победителем,
нужно АКЦЕНТИРОВАТЬ его внимание на том, почему он выиграл:
он победил не потому, что он хороший, а потому что старался, приложил
усилия и т. п.
Можете
организовать домашнюю выставку, где будут выставлены лучшие работы любимого
малыша, что значительно повысит его мнение о себе.
ВЫ, КАК РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В
ВОСПИТАНИИ ЧАДА:
1. Дети всегда
эмоциональны, очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания,
обращенного к ребенку.
2. Давая
негативную оценку действиям малыша нельзя говорить «Ты не умеешь прыгать»
поскольку малыш потеряет уверенность в своих силах, способностях. Наоборот,
нужно поддержать, уверяя, что все в его руках, при желании и труде все
получится.
3. Ни в коем
случае нельзя критиковать личность ребенка из-за каких-то неудач, это может
развить комплекс неполноценности вместо этого можно подчеркнуть, что не
получилось, почему и как сделать, чтобы добиться успеха.
4. Прошу и
обязую не сравнивать малыша и его поступки с кем-то другим, такие сравнения ни
к чему хорошему не приведут, только осложнят воспитание, формируя эгоизм. Да и
сами подумайте, кто лучше вашего собственного ребенка, сделайте так, чтобы он
был кумиром.
5. Основным
приемом формирования адекватной самооценки остается пример взрослого. Умение
вести себя уверенно и адекватно является важнейшим условием для желанного
результата. Судите сами, у какого ребенка будет адекватная самооценка, у
того чья мама неуверенная в себе, стеснительная и робкая, или у того, чья мама
уверенная в себе, смелая, целеустремленная женщина?
Теперь давайте попытаемся выяснить, как
быть, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА.
Дети с
завышенной самооценкой некритичны к себе, стремятся не замечать неудач, они игнорируют
замечания взрослых и неадекватно реагируют на оценки.
Такие дети очень критичны к сверстникам, они стремятся обсмеять друзей за малейший промах и указать на недостатки.
Как же быть в таких обстоятельствах?
• Очень важно
взрослому использовать игры с карточками – фиксаторами. Такие карточки вы
можете сделать, самостоятельно вырезая квадраты из цветного картона.
Вы можете
организовать любую игру, например бросание мяча в ведро и давать за каждое
попадание одну карточку. В конце игры подведите итог, подсчитывая карточки, у
кого больше, тот победил. Таким наглядным образом ребенок увидит
свои результаты, а не игнорирует их.
• Вы должны
использовать прием «самокритичный взрослый». Дело в том, что когда взрослый на своем примере показывает
малышу правильное отношение к неудачам, учит ему не бояться
признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и
результатом, ребенок начинает адекватно воспринимать свои возможности и
события.
• Создавайте
такие игровые ситуации, чтобы в 50% случаев выиграл именно ребенок, а вы при
этом говорите «Ты проиграл, тебе надо еще потренироваться». Старайтесь, чтобы
постепенно ребенок воспринимал неудачи как мотивация для дальнейших усилий для
достижения успеха. Именно так формируется самокритичность, он
начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагирует на них. Затем он
может выигрывать чаще. Нужно помочь дошкольнику осознать, что если в конкретный
раз он не победил, то ЭТО НЕ
ПОВОД ДЛЯ ТРАГЕДИИ, и
если он приложит МАКСИМУМ
УСИЛИЙ, то в следующий
раз обязательно победит.
• Когда ваш ребенок делает что-то, УКАЖИТЕ НЕ ТОЛЬКО НА ПРИВИЛЕГИИ, НО И НА
НЕДОСТАТКИ.
К примеру, скажите:
«Ты красиво нарисовал принцессу, но раскрасил платье принцессы недостаточно
хорошо; ты можешь раскрасить лучше, попробуй раскрасить вот эти части платья
тщательнее; в тот раз у тебя получилось очень хорошо, если постараешься и
сейчас всё получится».
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ РЕБЕНОК РОС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗДОРОВЫМ,
АДЕКВАТНО ОТНОСИЛСЯ К СЕБЕ И К ОКРУЖАЮЩИМ СОБЛЮДАЙТЕ НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ПРАВИЛ:
·
Оценивайте
не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с
положительного;
·
Ребенку
важно, чтобы его успех был замечен;
·
Не
бойтесь конфликтовать
с ребенком, но конфликтуйте конструктивно;
·
Привлекайте
детей к принятию решений, учитывайте их мнения;
·
Поощряйте
самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества ребенка;
·
Не
сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой;
·
Малышу
нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей.
·
Уважайте
ребёнка, проявляйте готовность поблагодарить его за что-то хорошее, а при
необходимости не забудьте извиниться перед ним.
·
Не
забывайте своих обещаний, как в наказании, так и в поощрении.
Когда это необходимо, не отказывайте ребенку в
ласке.
Проведите с
ребенком как можно больше времени, ведь детство никогда не возвращается, это
незабываемые времена в вашей жизни, которые будут сопровождать вас в
последующей всей жизни!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.06.2023
Дата обновления: 30.06.2023
Дата публикации: 29.06.2023