ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Использование методов арт-терапии в работе с детской самооценкой

10.11.2023

Маленький ребёнок узнает о том, кто он и какой, опираясь на мнение о нем самых близких людей — родителей. Иногда оно портится ожиданием взрослых людей. Мать или отец могут ждать от ребёнка, что он будет расти послушным, понимающим, трудолюбивым, общительным и так далее. Список требований взрослых к детям достаточно высок и когда они не реализуются, родители могут расстраиваться или злиться, думая, что это «ребёнок какой-то не такой», не хочет их понимать, слушать, растет капризным, неумелым, неспособным. Если об этом часто говорить детям, то их самооценка снижается. Однако взрослые часто не учитывают то, что дети в принципе не умеют «делать» назло, мстить или не слушаться специально, пока не достигнут сознательного возраста.

Дети с низкой самооценкой по своим интеллектуальным способностям ничем не отличаются от других детей, но во многих ситуациях внутренняя скованность, неуверенность в себе не позволяет им проявить себя. Центральное место в работе с такими детьми занимает арт-терапия. Основным преимуществом является то, что данная форма терапии очень комфортна для клиента.

В работе психолога можно использовать следующие виды арт-терапии, в основе которых лежат различные виды творческой деятельности:

¾ Изотерапия;

¾ Сказкотерапия;

¾ Игротерапия.

ИЗОТЕРАПИЯ.

Мозаика

Задачи: повышение самооценки, развитие творчества.

Для работы понадобится любая нескользящая основа, например, лоскуты фланели. Можно дать детям заготовки, например, ствол дерева, для которого дети выкладывают пуговицами цветущую крону, или тельце павлина, для которого нужно выложить хвост. Чем младше дети, тем конкретнее подсказка. Для работы берутся доступные материалы: пуговицы, пробки, ракушки, камушки.

 Рисование нитками

Задачи: повышение самооценки детей с симптомом «не умею рисовать», развитие креативности.

Взрослый, разматывая нить, показывает ребенку, каким образом, создавая на полу или столе определенные фигуры, можно с её помощью «рисовать». Затем клубок передает ребенку и просит его продолжить «рисование». После того как «рисунок» будет закончен, взрослый обсуждает с ним то, что получилось.

Каракули

Она не требует наличия художественных способностей или навыков.

Задачи: работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.

Ребенок свободно двигает карандаш по листу бумаги без цели. Получается сложный «клубок» линий, в котором следует увидеть какой-либо образ и развить его. Детей спрашивают, что происходит на рисунке, каков его сюжет. Предлагается на основе этого придумать какую-нибудь историю.

Монотипия

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления

Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Изображение дорисовывается любым материалом, придается объем, дополняется коллажом.Хочу такой сайт

Рисование по кругу

Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.

Ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и большой лист бумаги. Первый человек рисует голову, передает лист другому, и тот рисует тело, не глядя на голову. Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги.

СКАЗКОТЕРАПИЯ.

Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости, преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.

Коррекционные сказки: «Роза и ромашка» К. Киселевой, «Гадкий утенок» Г. Андерсен, «Разноцветная звездочка», «Туча», «Верить и стараться» О. Хухлаева, «Купец»

Медитативные сказки: «Гномик» В. Сперанская, «О деревьях-Характерах».

Работа над сказкой:

§ Рисование по мотивам сказки с последующим ее анализом

§ Рассказывание сказки от первого или от третьего лица.

§ Сочинение сказки: С опорой на куклы-персонажи, С опорой на слова, С опорой на детские рисунки, Сказки-перевертыши: Добрая баба-Яга, Приписывание волшебных свойств обычным предметам, Сказка по кругу (дети говорят по одному предложению, с опорой на игрушки, которые лежат на столе).

§ Постановка сказок с помощью кукол.

§ Разыгрывание по ролям.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Для повышения самооценки используются следующие игры: «Я – король», «За что меня любит мама», «Похвалилка», «Ромашка успеха», «Комплимент со шляпой», «Главная роль», «Волшебный стул».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.11.2023

Дата обновления: 10.11.2023

Дата публикации: 10.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».