17.11.2023
Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.
В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью.
Виды арт-терапии:
1.активная;
2.пассивная.
В первом случае пациент должен создавать что-то новое самостоятельно, во втором – использует существующие произведения.
Он также может быть групповым и индивидуальным. В ходе занятий используются: рисунок, лепка, скульптура, мозаика т.д. В качестве материала можно использовать натуральные материалы ( глина, мел, песок, листья, камни, ветви, овощи, фрукты и т. д.) и искусственные (краски, гуашь, бумага, пластилин, целлофановая веревка и т. д.)
Лечение может проводиться с конкретным пациентом или в группе. В качестве материалов берут натуральную глину, мел, песок, любые листья, ветки, плоды; и искусственные − краску, гуашь, бумагу, пластилин, верёвку, целлофан.
Оригами нормализует функцию выдоха у детей с заиканием и другими видами патологий речи.
Механизм действия этого способа основан на самовыражении, в процессе занятий пациент не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При задержке речи в детском возрасте сеансы способствуют адаптации в социуме, избавлению от комплексов.
Основные направления:
-Изотерапия включает работу с рисунком и цветом; это может быть как рисование, так и лепка из пластилина или глины;
-Библиотерапия, или чтение;
-Музыкотерапия (подвид – ритмика);
-Имаготерапия, как театрализованное представление;
-Сказкотерапия;
-Кинезитерапия;
-Ролевые игры;
-Игры с песком;
-Хореотерапия, то есть лечение с помощью танца.
Наиболее эффективными считаются три направления: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия. Работая с рисунком, лепкой или аппликацией ребенок самореализуется. Может использоваться «кляксография», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на стекле, на манке, с помощью листьев, палочек, ниткография, отпечатывание ватой, рисование ладонями рук.
В ходе игры ребенок выражает свои чувства, учится контролировать ситуацию и разрабатывать способы ее преодоления. Задача логопеда при этом подобрать наиболее «подходящий» сценарий для отыгрывания, повышения самооценки. Рисуя на бумаге, ребенок освобождается от негативных переживаний, моделируя взаимоотношения с окружающим миром и сверстниками. Этот процесс развивает чувственно-двигательную координацию, вырабатывает усидчивость, способность к мышлению, созданию зрительных образов.
Музыка не только формирует мировоззрение пациента, обогащает его эмоции, на уроках малыш обучается ритму. Пение способствует более четкому произношению фонем, овладению интонацией и выразительностью.
Сказкотерапия может быть художественной, дидактической, психокоррекционной, психотерапевтической. Движения в танце избавляют от гипертонуса мышц, развивая человека физически и духовно.
Поскольку основным видом деятельности дошкольного возраста является игра, необходимо обеспечить, чтобы каждый урок логопеда носил характер образовательной и игровой деятельности, был эмоционально окрашен.
В обучения необходимо использовавть следующие виды занятий: пересказывать уроки, рассказывать истории с картин, рассказывать истории с элементами творчества. Рассказывая истории, дети могут составлять текст коллективно, а сами они могут распределять функции: кто скажет по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто завершит рассказ.
Развитие навыков построения действия в рассказе, использования различных средств коммуникации между семантическими частями высказывания формирует элементарную осведомленность о структурной организации текста у детей, влияет на развитие в них визуального, образного и логического мышления. Развивая двигательные навыки посредством рисования, мы создаем условия для формирования многих психических процессов (языка, мышления, воображения и т.д.).
Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
-техника «кляксография»;
-пальцевая живопись;
-рисование мягкой бумагой;
-рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
-рисование на стекле;
-ниткография;
-рисование на манке;
-техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
-техника отпечатывания ватой;
-рисование ладонями.
В заключении данной статьи можно сказать, что инновационные методы воздействия на деятельность логопеда становятся перспективным средством коррекционного развития при работе с детьми с проблемами речи. Эти методы являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Включение в структуру логопедических занятий различных видов арт-терапии не только обогащает занятие и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Арт-терапия помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности, которые не позволяют ему полностью участвовать в процессе занятия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.11.2023
Дата обновления: 26.03.2024
Дата публикации: 17.11.2023