01.03.2023
Все родители
мечтают о том, чтобы их ребёнок учился легко и с удовольствием. А это во многом
зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.
Вместе с ребёнком
за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих кирпичиков. И чем
крепче этот фундамент, тем увереннее
будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.
Одним из важных
кирпичиков в этой постройке является речевое развитие ребёнка. Устная речь является основой для
письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет
в школе письмом и чтением.
Хорошая, развитая речь –
это основа успешного обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти
взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие
одной из них делает речь неполноценной.
Первое - произношение.
Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если
ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено
произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со
взрослыми, так и с детьми.
Затруднения в
артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по
слогам, затрудняется в понимании прочитанного.
Ребенок
к 6-и годам должен выговаривать все звуки.
Если у ребенка наблюдается нарушение звукопроизношения, не следует
ждать, что «само пройдет», уже не пройдет, надо обратиться к логопеду.
Второе - это
фонематическое восприятие, то есть способность
слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове,
количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный
кит, на котором держится обучение чтению и письму.
Несформированность
фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают
твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на
грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный
мягкий знак).
Ребенок должен уметь различать звуки
на слух, уметь определять первый, второй, третий, последний звук в слове, уметь
из звуков составить слово, посчитать количество звуков, подбирать слова с
заданным звуком в начале, середине, конце слова (Лампа, веЛосипед, пенаЛ),
различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, вы-вы-фы
Третье – словарь,
то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и
использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем
затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание
прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря
напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому
родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их
названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации,
в которых ребёнок может порассуждать.
Будущий первоклассник должен быть уже
знаком с временами года, их признаками, знать названия месяцев, дней недели,
знать свои родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный -
весёлый, молодой - старый, высоко -
низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например,
лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.
Четвертое – лексико -
грамматический строй речи, то есть умение ребёнка
правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности
словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов,
окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то
есть к аграмматизму.
Играйте в игры, формирующие
грамматический строй речи: «Назови ласково (корова – коровушка, карман –
кармашек)», «Маленький – огромный (таракан – тараканишка – тараканище, воробей
– воробьишка – воробьище), «Один – много (один самолет – много самолетов, один
стул – много стульев)».
И пятое – связная речь.
Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие
трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно
и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних
этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения.
Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень
важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.
Ребенок старшего дошкольного возраста
должен уметь разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно
рассказывать о чем-либо, пересказывать об увиденном или услышанном. Основные
акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на
вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии
картинок.
- Уважаемые
родители! Вы убедились, что появление развитой, четкой речи у ребенка требует
усилий от родителей? Вы согласны, что заниматься развитием речи ребенка
необходимо?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.02.2023
Дата обновления: 28.02.2023
Дата публикации: 01.03.2023