«Игры на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста»

28.02.2023

"Обогащение словаря детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр и упражнений"  

(учитель-логопед Жердева Т.И.) 

 У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У детей дошкольного возраста пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных

проблем – перенести как можно больше пассивных слов в активные. У детей с  нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно- бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

   Дети, имеющие речевые нарушения характеризуются тем, что качество и объем активного словаря не соответствуют возрастной норме.  У них более значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря:

  • не зная наименования части предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»); 
  • название действий заменяют словами близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» - «шьет»);
  • название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение («шнурки» - чтобы завязывать);
  • замена названий профессий названием действий («продавец» - тётя  продает яблоки);
  • замена видовых понятий родовыми и наоборот

  («ромашка» - «роза», «колокольчик» – «цветок»);

·         не понимают и не могут показать, как штопать, переливать, подпрыгивать, кувыркаться, перелетать;

·         не знают оттенков цветов;

·         плохо различают форму предметов;

·         мало обобщающих понятий, а основном это игрушки, посуда, одежда;

·         редко употребляют антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуя величину предмета, используют только понятие: большой-маленький вместо длинный, короткий, тонкий);

·         много ошибок при употреблении приставочных глаголов.

    Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

С учетом всех факторов формирования лексики проводится по следующим направлениям:

Ø  Расширение объема словаря

Ø  Уточнение значения слов

Ø  Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного словаря в активный.

    Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.

    Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем Вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садится за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

v  Игровое упражнение «Кто? Что?»

 Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

·         Назовет слов на звук (букву) М

·         Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

v  Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

v  Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д. 

v  Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

   Помоги разобраться.

v  Игровое упражнение «Слова-неприятели»

  Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…Хочу такой сайт

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

v  Игровое упражнение «Слова – приятели»

 Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

v  Игровое упражнение «На что похоже?»

 Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

v  Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

 Например: кнопка

1)      для прикрепления бумаги к доске;

2)      можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3)      сдать в металлолом;

4)      провести маленький круг

5)      положить на стол  и т.д.

Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

v  Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

v  Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

v  Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий 

v  Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

 

v  Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

 « дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.02.2023

Дата обновления: 28.02.2023

Дата публикации: 28.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».