01.03.2024
Изотерапия как метод психологической коррекции предоставляет ребёнку
возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть
какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом.
В изотерапии применяют самые разнообразные материалы: пластилин,
карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в
воссоздании художественного полотна.
Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько,
насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую сам
малыш даже не понимает, что с ним происходит.
Изотерапия в работе с детьми, в том числе и профилактической,
позволяет детям ощутить, а также понять самих себя, помогает выразить свободно
свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных
переживаний и конфликтов.
Приемы изотерапии:
ü
Игры и упражнения с разными изобразительными
материалами.
ü
Работа в парах.
ü
Совместное групповое рисование.
ü
Групповые изобразительные игры:
ü
Упражнения, помогающие при разрешении
конфликтных ситуаций.
ü
Техники, сочетающие изобразительную деятельность
с другими формами самовыражения.
Пример рисования страха. Рисунок «Мой страх»
Цель: коррекция
страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.
Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх
(на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок, закрыть
на замок. Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.
Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.
Техника марания:
В буквальном
понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Здесь речь идет о спонтанных
рисунках дошкольников, выполненных в абстрактной манере. Кроме внешнего подобия
изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки,
композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании
краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Марания могут проходить
не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний.
Марания
эффективны для помощи ребенку или родителям выразить свои эмоции. Наиболее
насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или
акварельные изображения. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как
страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. Их можно
облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в
пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления
природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт,
нарисованный на полу.
Рисование
пальцами.
Рисование
пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать
детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания
изображений проективно представляет индивидуальность ребенка. Рисование
пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы
и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для
себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как
опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Рисование
сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья
приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких
действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после
привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик.
Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью
листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который
выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются
между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние,
не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на
тонированной и фактурной бумаге.
Описанная
техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью,
негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве,
дарит чувство успешности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2024
Дата обновления: 25.03.2024
Дата публикации: 01.03.2024