28.02.2023
Детство — неповторимая пора
становления, роста умственного развития. По современным психологическим
представлениям, интеллектуальное развитие происходит главным образом в годы
возрастного созревания.
Одаренные и талантливые люди составляют творческий потенциал общества.
Проблема состоит в том, что вся система вопросов, относящихся к выявлению,
обучению и воспитанию одаренных и талантливых детей и учащихся, решается во
многом интуитивно, а в самой науке о человеке, в том числе в психологии,
составляет одну из дискуссионных проблем.
Творческая
одарённость – особый вид одарённости, направленный на
создание нового, уникального в разных видах деятельности областях жизни.
Одаренность многогранна и
проявляется индивидуально у каждого ребенка. Следует упомянуть о возрастной
одарённости. Возраст 5-7 лет можно назвать самым подходящим для художественного
развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребёнок – художник»
относится к каждому ребенку.
Дети естественным образом
любопытные и творческие натуры. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым
разнообразным материалом: разбирают игрушки, строит домики из песка. Для них не
существует правильной или неправильной работы с красками и карандашом, в сочинении
стихов, песен. Они просто работают и наслаждаются тем, что они делают, чему
учатся в этом процесс и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
В более старшем возрасте признаки
одаренности отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки
общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, предпочтение
сложных заданий.
Перспективы
таких детей определяются уровнем их достижений
или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
©
Общая интеллектуальная одаренность.
Дети отличаются острой наблюдательностью, исключительной памятью, очень высоким
уровнем логического мышления.
©
Академическая одаренность. Дети
проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности.
©
Творческая (креативная)
одаренность. Эти дети необычайно любознательны, любят экспериментировать,
создавать что-то необычное, новое.
©
Лидерская одаренность. Дети быстро
приспосабливаются к различным ситуациям, уверены в себе, склонны руководить
сверстниками.
©
Художественная одаренность
подразделяется на множество подвидов; литературную, изобразительную,
музыкальную, хореографическую и др.
Основную
роль в развитии личности и одаренности
ребенка играет, конечно, семья. Родители одаренных детей особое внимание
уделяют обучению своего ребенка, выбирая для него книги, пособия, развивающие
игру или дополнительную литературу и советуясь с педагогом. Данное
обстоятельство иногда также приводит к
отрицательным последствиям: родители нередко вмешиваются в воспитательно – образовательный
процесс, не учитывают возрастные особенности ребенка, особенности высшей
нервной деятельности.
Большое значение для понимания
родителями особенностей своего ребенка имеет анализ его взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми, которые в значительной мере определяют историю его
жизни и тем самым формируют его личность. Так,
у одаренных детей часто недостаточно сформированными оказываются навыки социального поведения – в
результате возникают проблемы в общении и даже излишняя конфликтность.
Особая одаренность может сопровождаться необычным
поведением и странностями, которые вызывают у сверстников насмешку, нежелание
играть вместе. Именно потому такие
дети крайне редко становятся лидерами,
отношения в коллективе складываются очень напряженно (ребенка бьют, придумывают
для него обидные прозвища и т. д.). В результате это приводит к отчужденности
ребенка дошкольного возраста от группы сверстников, и он начинает искать другие
ниши для общения: общество более младших или более старших детей либо только
взрослых.
Важно, чтобы родители не пропустили
этот момент отчуждения и неприятия ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.02.2023
Дата обновления: 28.02.2023
Дата публикации: 28.02.2023